Основные требования, предъявляемыми к учебной литературе. Функции школьного учебника.

Общие требования

      Соответствие примерной учебной программе дисциплины, т.е. Федеральному государственному образовательному стандарту. Оглавление учебника должно соответствовать всему перечню разделов учебной программы; оглавление руководства к практическим занятиям – тематическому плану практических занятий в учебной программе.
        Обновляемость один раз в 5 лет – для учебной литературы гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин, и один раз в 10 лет – для учебной литературы естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта. (Приказ Минобразования России от 11.04.2001 №1623)
    Преемственность и взаимосогласованность учебных изданий для разных образовательных уровней как внутри одной дисциплины, так и между всеми дисциплинами учебного плана; соблюдение принципа интеграции фундаментальных и клинических дисциплин, а также преемственность между уровнями высшего и послевузовского образования. Это позволит вузу ввести модульный принцип преподавания в образовательный процесс.
   Прикладной характер. В учебной литературе должна быть представлена научная информация, дидактически обработанная для успешного усвоения и ориентированная на профессиональную деятельность будущего специалиста.

Требования к содержанию

   Самодостаточность.  Учебная литература должна содержать не только основную информацию по дисциплине, но и дополнительную,  представленную в приложениях: словарь терминов, авторский справочник. В приложениях кратко поясняются встречающиеся в тексте основные и смежные понятия, приводятся краткие историко-биографические сведения об основных этапах развития данной дисциплины, о вкладе в ее развитие отечественных и зарубежных ученых. Это расширяет границы учебной книги, не утяжеляя основной текст, и облегчает поиск необходимой для понимания информации в рамках данного издания. В приложении обязательно наличие указателей (предметный, именной и/или др.), списка условных сокращений и рекомендуемой литературы (за последние 5 лет (!), включая адреса электронных ресурсов).
  Наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.
  Наличие тестовых заданий, ситуационных и других задач. Ситуационные задачи с пояснениями, разборы практических ситуаций призваны формировать профессиональную направленность специалиста  в области сельского хозяйства, агрономии, ветеринарии, помогать готовиться к итоговой аттестации.

Требования к стилю изложения

 Рубрикация. Стиль изложения задается заранее – от названия главы и раздела, через подразделы, рубрики. Жесткая структура текста позволяет избежать повторов. Таким текстом удобно пользоваться, находить необходимый учебный материал; его легко обновлять, дополнять и издавать  в электронном виде. Однако это не означает, что текст может быть представлен в виде справочника – текст должен содержать связующие элементы, легко и с интересом читаться.
   Системность, последовательность и простота изложения.
   Выделение ключевых позиций по тексту полужирным шрифтом или другим способом.
  Четкость определений.
   Однозначность употребления терминов.
   Соблюдение норм современного русского языка.

Функции учебника.

Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.
Функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлением возможности повторного изучения материала, а формирование у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем пополнении в процессе самообразования.
Интегрирующая функция состоит в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Эта функция представлена еще и тем, что в содержание учебного предмета входят основы наук, а не сами науки.
Координирующая функция заключается в привлечении в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).
Воспитательно-развивающая функция учебника состоит в духовно-ценностном влиянии его содержания на учащихся.
Мотивационная, заключающаяся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;
информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;
контрольно-корректирующую (тренировочную), предполагающую возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Характеристика основных элементов учебного издания.

Обложка предохраняет издание от внешних воздействий, служит элементом внешнего художественного оформления, сообщает основные сведения издания. На обложку выносят самые главные элементы выходных сведений: сведения о серии, имя автора, основное заглавие, выходные данные (город и год издания). Шрифт обложки - полужирный. Обложка оформляется по желанию автора иллюстрационным материалом, цветом и т.д.

Титульный лист - начальный книжный лист издания, на котором размещают основные выходные сведения, титулующие издание, позволяющие отличить его от всех прочих, т.е. идентифицировать, и служащие основным источником для библиографического описания. Титул  не нумеруется, но учитывается при определении объема как первая страница.

На титульном листе помещаются следующие сведения об издании:

- организация ведомственного подчинения:
- полное наименование издающей организации:
- для методических указаний - название кафедры без кавычек  в родительном падеже (например: Кафедра общей химии и экологического мониторинга);
- авторы (не более трех): вначале инициалы имени и отчества, затем фамилии прописными буквами. 
- название работы прописными буквами полужирным шрифтом;
- вид издания (например, Учебное пособие, Методические указания и т.п.);
- место издания;
- год издания.

 

На оборотной стороне титульного листа помещается следующее:

В левом верхнем углу в определенном порядке помещаются: 1) индекс УДК (универсальной десятичной классификации), 2) индекс ББК (библиотечно-библиографической классификации); авторский знак, которые присваиваются сотрудником библиотеки (справочно-библиографический отдел).

Под индексами помещаются сведения о рецензенте (или рецензентах) данного издания. Далее следует   библиографическое описание (согласно ГОСТ, может быть полным, расширенным или кратким). Подробнее о библиографическом описании см. раздел «Библиографическое описание  в вузовском издании».

После библиографического описания  следует текст аннотации.

Аннотация — это краткая характеристика тематического содержания издания (произведения), его социально-функционального и читательского назначения, формы и других особенностей. Она должна быть четкой, краткой, максимально информативной. Это своего рода реклама книги.

Первый абзац аннотации обычно начинается словами: «Учебное пособие (указания) соответствует дисциплине (разделу дисциплины, авторскому курсу и т.д.)..." с указанием номера и названия дисциплины по государственному  образовательному  стандарту  (ГОС),  направления (указываются № и название направления по классификатору) высшего и  профессионального образования, для подготовки бакалавров, магистров или инженеров.

Далее следует текст самой аннотации, в котором даются краткие сведения о содержании издания (3 - 5 строк, не более).

Последний абзац определяет читательский адрес издания, здесь указывается студентам каких курсов, специальностей и факультетов предназначено данное издание. Следует помнить, о согласовании членов предложений с родовым названием издания:

Предназначены... (для методических рекомендаций, указаний)

Предназначено... (для учебного пособия) и т.д.

В правом нижнем углу оборота титула всех видов изданий помещается знак охраны авторского права : латинская буква С в кружке ©, наименование обладателя исключительных авторских прав - копирайт (от англ. copyright - авторское право), год первого опубликования произведения.

Авторское право распространяется на произведения, являющиеся результатом творческой деятельности.

Исключительные права автора - имущественные права на использование своего произведения, исключают возможность использования данного произведения другими лицами без согласия автора.

В имущественное право автора ст. 17 - у 25 закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" входят: 1) право на воспроизведение; 2) право на распространение (любым способом); 3) право на перевод; 4) право на переработку и другие права.

В книге с несколькими авторами и многими охраняемыми объектами (иллюстрации, оформление, вступительная статья, примечания и т.д.) ставят несколько знаков охраны, уточняя к какому объекту относится каждый.

В методических указаниях составитель не является автором, так как это произведение  не результат творческого труда.

В левом нижнем углу в учебных изданиях (при значительных тиражах) помещается знак международного стандартного номера книги (ISBN), состоящий из латинских прописных букв и десяти арабских цифр (ГОСТ 7.53-86).

Учебное пособие.

 Предназначение учебного пособия – наиболее полное представление содержания учебного курса. В отличие от курса лекций, в учебном пособии материал, как правило, разбивается по логически завершенным разделам и темам, не привязанным к структуре самого процесса обучения (лекциям, семинарам, контрольным рубежам). Кроме того, в учебном пособии в большей степени, чем в курсе лекций, представлена система организации самостоятельной работы студента: мотивационные аспекты, контрольные вопросы и задания, ситуационные врезки, материалы  практики, материалы для анализа и т.д.

Стандартная структура учебного пособия

- вводная часть, включающая аннотацию курса с описанием его роли и значимости для будущей профессиональной деятельности; место курса в системе подготовки - специалиста и межпредметных связей; требования к освоенности курса;
- предназначение данного издания; общее описание методики изучения курса;
- тексты, структурированные по вопросам темы, параграфам. Согласно современным представлениям о качественной учебной литературе каждая тема (раздел) -- проверяется целевыми установками. Кроме того, возможно перечисление перед текстом ключевых (новых) терминов и 
категорий темы, основных изучаемых вопросов; 
- вопросы для самоконтроля с привязкой к теме;
- проблемные и аналитические задания для самостоятельной проработки с привязкой к конкретным темам;
- выделенные в тексте ключевые термины темы с пояснениями;
- список рекомендуемой для изучения литературы;
- глоссарий, который составляется в случае отсутствия расшифровки терминов (ключевых понятий) в тексте;
- заключение.

Каковы требования к объему  рукописи учебного пособия? Прежде всего, объем такого учебного издания должен определяться в соответствии с  объемом учебной дисциплины. 36 часов учебной дисциплины соответствует 1 зачетной единице. На 1 зачетную единицу должен быть рассчитан объем учебного пособия — 45-48 стр. текста минимально, что составляет 3 п.л.

Общий объем рукописи учебного пособия не должен быть, как правило, менее пяти печатных листов, а учебника – не менее 6-ти печатных листов. Учебник, как правило, создается на базе апробированного учебного пособия (о терминах «учебник» и «учебное пособие» см. Приложение 1).

При определении и оформлении содержания учебного пособия следует ориентироваться на представленную ниже характеристику структуры учебной книги

Характеристика структурных элементов  учебной книги

Оглавление

Оглавление является важнейшим элементом справочно-сопроводительного аппарата учебника, дающим общее представление о структуре книги и ее проблематике. Представляет собой систему заголовков значимых частей книги с указанием страниц, где они помещены. Обычно располагают в начале книги, после титульного листа.

Термины «оглавление» и «содержание» неравноправные, хотя могут заменять друг друга. Оглавление используется в книге на одну тему, написанной по единому плану и разбитой на главы или другие равнозначные части. Содержание используют в сборниках, журналах, методических указаниях.

Заголовки должны быть краткими, лаконичными, а их оформление должно способствовать быстрому поиску информации.

Необходимо помнить, что применение шрифтов различных размеров и жирности делает книгу удобной в использовании.

Предисловие

Предисловие - вводный текст, предваряющий изложение основного текста. Это элемент справочного аппарата. Разновидности предисловий:

«От автора», «От редактора», «От составителя» и т.д.

Предисловие должно:

 - характеризовать роль и значение дисциплины в образовательной программе, место данного курса среди других дисциплин;
 - содержать основные задачи, стоящие перед студентами при изучении курса;
 - указывать, какой программе (или ее части) соответствует содержание курса;
 - раскрывать основные особенности данного издания, его отличие от предыдущих, методическую направленность его содержания.
- объем предисловия должен быть небольшим.

Введение

Важнейшей составной частью основного текста любого издания является введение, которое ориентирует читателя в его дальнейшей работе с книгой. Обычно это краткий исторический очерк, готовящий читателя к пониманию современного состояния проблем и явлений, изложение основных исходных понятий и раскрытие основной терминологии, обзор взглядов, литературных источников или экспериментальных данных; обоснование постановки и разработки темы.

Текст

Текст раскрывает содержание учебной программы, обеспечивает последовательное, полное и аргументированное ее изложение. Текст условно делится на основной, дополнительный и пояснительный.

Для учебника должно быть характерно такое изложение материала, в котором вводимые новые понятия даются с описанием. Именно это описание делает текст  учебным,  благодаря  ему текст  приобретает конструктивную композицию в виде таких составляющих, как параграф или глава.

Написанное должно быть удобочитаемо и удобопонимаемо. Необходимо всегда помнить об основной задаче учебной литературы - помочь будущему специалисту (студенту) овладеть языком данной науки, способствовать воспитанию у него высокой культуры речи. Учебник как бы учит студента пользоваться терминологией, формирует и закрепляет умение излагать суть основных проблем изучаемой дисциплины.

Контрольные вопросы и задания

Контрольные вопросы и задания целесообразно давать в конце основных структурных элементов текста учебника или пособия, в которых рассмотрен тот или иной программный материал.

Наличие контрольных вопросов и заданий отличает учебные издания от других и помогает студенту не только проверить усвоение материала, но и выделить для себя самое важное.

Иллюстрации, таблицы

Иллюстрации способствуют формированию у студентов представлений о предметах, процессах и явлениях, влияют на эстетическое воспитание студентов, повышают их интерес, да и саму книгу делают более привлекательной и приятной для чтения.

Общие рекомендации к иллюстрациям.

Иллюстрации должны заменять, дополнять, раскрывать или пояснять текст.
Иллюстрации должны быть четкими, понятными для чтения. При подготовке иллюстраций необходимо учитывать возможности издательства и полиграфии.

Таблицы позволяют читателю устанавливать графическую смысловую зависимость между понятием, объединяющим материал в строку, и понятием, объединяющим материал в графу; сокращают текст, намного упрощают и ускоряют анализ содержания.

Заключение

Заключение — итог изложения учебного материала. Кроме того, в нем помещают информацию о нерешенных вопросах той или иной отрасли знании, существующих научных школах, гипотезах, основных направлениях дальнейшего развития данной науки.

Библиографический список

Приложения

Приложения - справочно-сопроводительный аппарат книги. Помещают в конце книги. Если приложений несколько, их нумеруют. Ссылки на приложения обязательны. Каждое приложение помещают на отдельном листе. В правом верхнем углу пишут слово «Приложение», далее следует номер арабскими цифрами или буквенный знак. Если приложение переносится на другой лист, пишут «Продолжение приложения 3» и, если на нескольких листах, - на последнем – «Окончание приложения 3».