Тема: Технология обработки текстовой информации

Цель: Рассмотреть методическую схему изучения технологии и типы решаемых задач.  Изучить возможности профориентационной работы с учащимися при освоении технологии обработки текстовой информации.

З А Д А Н И Е:

 1. Изучив основные нормативные документы по базовому и профильному уровням информатики, дать ответы на следующие вопросы:

1. Цели и задачи изучения данной темы в школьном  курсе информатики.

Цель: Расширить представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации.

Задачи обучения: дать представление о возможностях редактирования текста как наиболее важном изменении в технологии подготовки текстового документа. Научить редактировать документ

Задачи развития: активизировать мыслительную деятельность: способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности. Развивать словесно — логическое мышление. Развивать потребность в обучении и саморазвитии.

Задачи воспитания: интерес к работе с компьютерными программами, аккуратность, самостоятельность, умение работать индивидуально по заданной теме.

 

2. Содержание темы  на различных уровнях обучения. Обязательный и вариативный уровень организации учебного материала по данной теме. Требования к знаниям и умениям учащихся. Заполнить таблицу:

Этапы обучения

Содержание темы

Требования к знаниям и умениям учащихся

Базовый этап (7-9 классы)

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ 8 класс.

Обработка текстовой информации.

1. Текстовые документы и технологии их создания.

1.1. Текстовый документ и его структура. 1.2.Технология подготовки текстовых документов.1.3.Компьютерные инструменты создания текстовых документов.2. Создание текстовых документов на компьютере.2.1. Набор(ввод) текста.

2.2. Редактирование текста.

2.3. Работа с фрагментами текста.3. Форматирование текста.

3.1.Общие сведения о форматировании. 3.2. Форматирование символов.3.3. Форматирование абзацев.3.4. Стилевое форматирование.3.5. Форматирование страниц документа.

3.6. Сохранение документов в различных текстовых форматах.4. Визуализация информации в текстовых документах.

4.1. Списки.4.2.таблицы.

4.3. Графические изображения.5. Инструменты распознавания текста.5.1. Программы оптического распознавания текстов.5.2. Компьютерные словари и программы-переводчики.6. Оценка количественных параметров текстовых документов.6.1. Представление текстовой информации в памяти компьютера.

6.2. Информационный объем фрагмента текста.

 

Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. 7, 8 класс.

Текстовая информация и компьютер.

Тексты в компьютерной памяти. Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. Дополнительные возможности текстовых процессоров. Системы перевода и распознавания текстов.

 

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8, 9 класс.

Кодирование и обработка текстовой информации.

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документов. Таблицы. Гипертекст. Системы оптического распознавания документов.

 

Знать:

назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

Уметь:

набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;

 

Базовый уровень ( 10 – 11 классы)

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 10 класс.

Кодирование и обработка текстовой информации.

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста. Таблицы. Системы оптического распознавания документов

Знать:

Как кодируется текстовая информация.

назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

Уметь:

набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;

 

Профильный уровень ( 10 – 11 классы)

 

 

 

 

 

 

3. Осуществить анализ определений основных понятий темы, используя основные учебные пособия по курсу «Информатики и ИКТ».

Результат анализа представить в виде таблицы:

Основные понятия

Учебник

Семакина И.Г.

Учебники

 Угриновича Н.Д

Учебники

 Босовой Л.Л.

  • Символ

 

 

 

 

  • Слово

 

 

 

 

  • Строка

 

 

 

  • Абзац

 

 

 

 

  • Фрагмент

 

 

 

 

  • Страница

 

 

 

  • Раздел

 

  • Текстовый  редактор

 

 

 

 

 

  • Текстовый процессор

 

 

 

 

 

 

  • Форматирование

 

 

 

 

 

  • Шрифт

 

 

 

 

 

 

  • Кегль

 

 

  • Стиль

 

  • Сноска

 

 

  • Оглавление

 

 

 

  • Гипертекст, гиперссылка

 

Наименьший элемент текста.

 

 

 

 

 

 

Символьные последовательности, отделяемые друг от друга пробелами или знаками препинания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блоки, выделенные в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы, редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ.

 

Программа с широкими возможностями форматирования текста, включения графики, проверки правописания.

 

 

 

 

 

 

Расположение строк (длина строки, междустрочное расстояние, выравнивание текста по краю или по центру строки), размеры полей, страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это текст, организованный так, что его можно просматривать в последовательности смысловых связей между его отдельными фрагментами. Такие связи называются гиперсвязями (гиперссылками).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделяет в текстовом документе часть текста, представляющую законченный по смыслу фрагмент документа, окончание которого служит естественной паузой для перехода к новой мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Позволяет создавать, редактировать, форматировать, сохранять и распечатывать документы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это полный набор символов(букв, цифр, знаков пунктуации, математических знаков, специальных символов) определенного рисунка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список заголовков, содержащихся в документе, с указанием страниц.

 

 

 

Позволяет структурировать документ путем выделения в нем слов-ссылок – гиперссылок.

Минимальная единица текстовой информации: цифра, буква, знак препинания и так далее.

 

 

Произвольная последовательность символов (букв,цифр и др.), ограниченная с двух сторон служебными символами (пробел, запятая, скобки и др.).

 

Произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа.

 

Произвольная последовательность символов, ограниченная  специальными символами конца абзаца.

 

 

Произвольная последовательность символов. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа, предназначенная для создания простых сообщений и текстов.

 

 

 

 

 

 

Мощная программа для работы с текстами, позволяющая изменять начертание и размер шрифта , включать в документ таблицы, рисунки, схемы, звуковые фрагменты.

 

 

 

Этап подготовки документа, на котором ему придается тот вид, который документ будет иметь на бумаге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ответьте на вопросы методического характера:

1.Обобщенная схема изучения информационной технологии.

2.Область применения технологии

. Ориентация на активное и эффективное использование информационных ресурсов общества, являющихся важным стратегическим фактором его развития. Активизация, распространение и эффективное использование информационных технологий (научных знаний, изобретений, передового опыта) позволяет получать существенную экономию различных видов ресурсов (сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, времени).

 

2. Оптимизация и автоматизация информационных процессов. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания. Большая часть работоспособного населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и поэтому вынуждена осваивать и практически использовать эти информационные технологии.

 

3. Внедрение в производственные и социальные технологии. При этом, как правило, реализуются “интеллектуальные” функции этих технологий: системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т.п.

 

4. Обеспечение информационного взаимодействия между людьми, в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к традиционным средствам связи (таким, как телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере широко используются системы электронных телекоммуникаций (электронная почта и другие виды компьютерной связи). Эти средства создают людям бόльшие удобства, снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его всё более динамичным перемещением по планете.

 

5. Интеллектуализация общества, развитие системы образования и культуры. Использование обучающих информационных технологий оказалось эффективным методом для систем образования, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров. Информационным технологиям в образовании (ИТО) определена роль: ускорителя эволюционных изменений в образовательной деятельности; способа совершенствования методов и организационных форм обучения, повышения качества обучения; средства автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой, научной деятельности и т.д.

 

6. Включение в процессы получения и накопления новых знаний. На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путём накопления и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании возможностей информационной продержки фундаментальной и прикладной науки. В первую очередь здесь используются методы информационного моделирования исследуемых наукой процессов и явлений, позволяющие учёному проводить своего рода “вычислительный эксперимент”. При этом условия эксперимента могут быть такими, которые трудно или невозможно реализовать на практике из-за их большой сложности, высокой стоимости или же опасности для экспериментатора. Методы искусственного интеллекта позволяют находить решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и с нечёткими исходными данными.

 

7. Содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить прогнозирование многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряжённости, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную опасность для общества.

 

В каких бы направлениях не применялись информационные технологии, они практически всегда связаны с обработкой информации.

                                              Описание: Редактор MS Word

3.Теоретические основы технологи. Двоичный код символ - порядковый номер в системе.

4.Аппаратные средства обеспечения технологии: текст вводиться с клавиатуры или при помощи сканера, распознавания текста и выводиться на экране.

5.Программные средства для работы с текстом

Простейшей программой, встроенной в систему Windows, является предназначенный для работы с текстом Блокнот. Программа используется для создания и редактирования текстовых файлов, не требующих форматирования и не превышающих по размеру 64 Кбайт. Данное средство имеет лишь встроенные возможности поиска слов, режим переноса слова, копирования и вставки выделенного объекта. А так же есть возможности ручной и автоматической вставки даты и времени создания документов.

            Более совершенной программой является WordPad. Режимов редактирования и управления текстовой информации у программы намного больше, но меньше, чем у программы Word. Word является мощным текстовым процессором, который по привычке продолжают называть текстовым редактором. Редакционное издательские системы, программы переводчики, компиляторы, программы распознавания текста, словари и переводчики.

6.Форматы текстовых документов

TXT (.txt) - простейший формат текстовых файлов содержащий только текст, уровень форматирования текста минимальный.

 

DOC (.doc) - очень распространенный формат, который используется во многих текстовых редакторов, используется для хранения текста, графики, рисунков, с возможностью широкого форматирования.

 

DOCX (.docx) - формат текстового редактора начиная с Word 2007 от компании Microsoft, поддерживает текст, рисунки, таблицы, графику и широчайшие возможности по форматированию.

 

ODT (.odt) - формат бесплатного текстового редактора OpenOffice, используется для хранения текста и графики.

 

RTF (.rtf) - межплатформенный текстовый формат который поддерживается в разных операционных системах, используется для хранения текстовых документов.

 

PDF (.pdf) - формат разработанный компанией Adobe и используется для текста, графики, рисунков, при этом у него лучшая передача изображения. Используется для версий онлайн журналов и т.д.

 

7.На примере текстового редактора раскрыть:

  • Среда текстового редактора

                         Описание: http://school497.ru/download/u/02/img/11_3.jpg

Структурные единицы текста

Наименьший элемент текста – символ
       Слова – это символьные последовательности, отделяемые друг от друга пробелами или знаками препинания. 
       Структурными единицами текста являются строка, абзац, страница, раздел
       Абзац — несколько предложений, связанных по смыслу. КлавишаEnter в текстовых процессорах вставляет в текст символ конца абзаца.

Среда текстового редактора

Набираемый пользователем на клавиатуре текст отображается врабочем поле редактора на экране. 
       Координаты текстового курсора, номер страницы и некоторая другая информация о текущем состоянии текстового редактора отображается встроке состояния редактора на экране. 
       Курсор текстового редактора имеет вид черточки.

 

  • Режимы работы

Создание, хранение, открытие, ввод и редактирование данных, справка

  • Система команд

Краткий обзор пунктов меню

Меню "Файл" содержит команды, с помощью которых можно создать, открыть и сохранить документы. Осуществлять автоматический поиск документов по всему жесткому диску, установить параметры страницы, распечатать документ на принтере и завершить работу с Word.

Меню "Правка" позволяет редактировать документ: отмечать, стирать, копировать и производить поиск необходимых фрагментов текста. Переходить к указанной странице по ее номеру или по закладкам в тексте документа. Можно отменить ошибочно введенные команды.

Меню "Вид" позволяет выбирать форму представления документа на экране, масштаб изображения текста. Можно управлять видимостью элементов окна Word: панели инструментов, линеек, строки состояния.

Меню "Вставка" позволяет вставлять в текст различные объекты и текстовые элементы (сноски, примечания, принудительные размеры страниц, рисунки, графики.)

Меню "Формат" позволяет установить границы текста, абзацный отступ, интервалы между строками.

Меню "Сервис" позволяет проверять орфографию, подобрать слова синонимы, включить режим автокоррекции.

Меню "Таблица" содержит все команды, необходимые для работы с таблицами.

Меню "Окно" позволяет переключаться с работы над одним документом на работу с другим при одновременной обработке нескольких документов.

Меню "Справка" позволяет получить помощь при работе с редактором Word.

 

Редактор MS Word

 

  • Данные

8.Типы решаемых задач

9.Приведите пример итоговой разноуровневой ( по трем уровням сложности)  практической работы по освоению текстового редактора .