Технология обработки графической информации

Цель: Рассмотреть методическую схему изучения технологии и типы решаемых задач.  Изучить возможности профориентационной работы с учащимися при освоении технологии обработки графической информации.

З А Д А Н И Е:

1. 1. Изучив основные нормативные документы по базовому и профильному уровням информатики, дать ответы на следующие вопросы:

1. Цели и задачи изучения данной темы в школьном  курсе информатики и ИКТ.

Цели изучения данной темы:

I Создание условий для повышения культуры учащихся путем знакомства с разновидностью компьютерных технологий, технологии обработки графических изображений.

II Практическая подготовка учащихся к типичному способу использования компьютера: рисованию и черчению.

Образовательные задачи:

  1. Выработать устойчивые навыки работы в среде графического редактора;
  2. Сформулировать основные понятия темы;
  3. Изучить принципы кодирования растровой и векторной графики;
  4. Рассмотреть способы хранения графической информации и форматы графических файлов.
  5. Изучить графические редакторы, их назначение, интерфейс и основные возможности.
  6. Изучить графические объекты и операции над ними, обучить комбинированию команд разных типов при модификации рисунка;
  7. Сформулировать представление о преимуществах обработки рисунков.

 

Развивающие и воспитывающие добавить

 

2. Содержание темы  на различных уровнях обучения. Обязательный и вариативный уровень организации учебного материала по данной теме. Требования к знаниям и умениям учащихся. Заполнить таблицу:

Этапы обучения

Содержание темы

Требования к знаниям и умениям учащихся

                                                            Босова

5 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные технологии (10 ч).

Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране  монитора.

Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем  с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».

    Учащиеся должны:

  уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

                                         Базовый этап (7-9 классы)

                                                          Босова

7 класс

Обработка графической информации (4 часа)

 

                                             Базовый этап (7-9 классы)

                                                       Семакин

7 класс

 

Графическая информация и компьютер 6 ч (2+4)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.  Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

 

 

 

Учащиеся должны знать:

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • какие существуют области применения компьютерной графики;
  • назначение графических редакторов;
  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

8 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Графическая информация и компьютер – 5 час.(2+3)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и

методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны знать:

  •  способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  •  какие существуют области применения компьютерной графики;
  •  назначение графических редакторов;
  •  назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

  •  строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  •  сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

                                              Базовый уровень(10-11)

                                                       Семакин 

11 класс

 

 

 

 

 

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.

Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

знать/понимать

  основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

 уметь

  •   наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики.

                                             Профильный уровень(10-11)

                                                         Семакин

10 класс

 

 

 

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации.

  Ввод и обработка графических объектов.

  Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных цифровых архивов, медиатек;

  подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;

                                          Базовый этап (7-9 классы)

                                                       Угринович

7 класс

Обработка графической информации

Растровая и векторная графика.

Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.

 

8 класс

Кодирование текстовой и графической информации

Кодирование графической информации.

знать/понимать

  примеры источников и приемников информации;

  единицы измерения количества и скорости передачи информации;

   принцип дискретного (цифрового) представления информации;

уметь

  выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;

  проверять свойства  объектов;

                                              Базовый уровень (10-11)

                                                    Угринович

10 класс

Информационные технологии

   Кодирование и обработка графической информации

 Кодирование графической информации

  Растровая графика. Векторная графика.

 

3. Осуществить анализ определений основных понятий темы, используя основные учебные пособия по курсу «Информатики и ИКТ».

Результат анализа представить в виде таблицы:

Основные понятия

Учебники Семакина И.Г.

Учебники Угриновича Н.Д

Учебники Босовой Л.Л.

Рисунок

Графический редактор

Растровый метод

Векторный метод

Компьютерная графика

Графический редактор

Графические объекты растр

Пиксель

Точка

Рисунок- отображение информации

Растровый метод-

Векторный метод-

Компьютерная графика-область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений(рисунков, чертежей, мультипликаций) на компьютере. 

Графический редактор-инструмент пользователя для рисования и редактирования изображений.

Графические объекты растр-

Пиксель- элемент рисунка.

Точка-

 

Рисунок-

Растровый метод-

Векторный метод-

Компьютерная графика-

Графический редактор- это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений.

Графические объекты растр-

Пиксель- минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом.

Точка- минимальный элемент изображения.

Растр- пиксели на экране образуют сетку из горизонтальных строк и вертикальных столбцов.

Рисунок- наглядная форма представления информации.

Растровый метод-

Векторный метод-

Компьютерная графика-это разные виды графических изображений, создаваемых или обрабатываемых с помощью компьютера.

Графический редактор- это программа, предназначенная для создания картинок, поздравительных картинок, рекламных объявлений, приглашений, иллюстраций, иллюстраций к докладам и других изображений.

-компьютерная программа, позволяющая создавать и редактировать изображения.

Графические объекты растр-

Пиксель-

Точка-

 

2. Ответьте на вопросы методического характера:

 

2.Область применения технологи

                                      Область применения компьютерной графики.

 Компьютерная графика - это специальная область информатики, которая изучает методы и средства создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов. Она охватывает все виды и формы представления изображений, доступных для восприятия человеком либо на экране монитора, либо в виде копии на внешнем носителе. Распространение компьютерной графики началось с полиграфии, но вскоре она получила широкое распространение во всех областях человеческой деятельности. Компьютерную графику можно разделить на несколько направлений:

 - полиграфия

 - двухмерная графика

 - web-дизайн

 - мультимедиа

 - 3D-графика и компьютерная анимация

 - видеомонтаж

 - САПР и деловая графика.

 Для каждой сферы применения создано свое программное обеспечение, включающее разные специальные программы.

Области применения компьютернои графики :

1. Научная графика.

 2. Деловая графика.

3. Конструкторская графика.

4. Иллюстративная графика.

5. Художественная и рекламная графика.

 6. Мультимедиа.

 

 

Растровое изображение

Векторное изображение

Формируется в процессе преобразования графической информации из аналоговой формы в цифровую (сканирование рисунков и фотографий, использование цифровых фото- и видеокамер), а также создается на компьютере при использовании растровых графических редакторов (например Paint).

Создается при работе с системами компьютерного черчения и автоматизированного программирования (САПР), с программами обработки трехмерной графики, то есть используется для хранения высокоточных графических объектов (чертежи, схемы).

 

 

3.Теоретические основы технологии

 

4.Аппаратные средства обеспечения технологии

Для обработки изображений на компьютере используются специальные устройства и программы. Для ввода изображений в компьютер можно использовать сканеры, графические планшеты. Для вывода - принтеры и плоттеры. Обработка графической информации в компьютере выполняется с помощью специального программного обеспечения - графических редакторов.

 

5.Программные средства для работы с растровой и векторной графикой(для школы)

Растровый графический редактор Gimp

Векторный графический редактор Inkscape

Векторный графический редактор Open Office.org Draw

 

6.Форматы графических документов:

TIFF — формат хранения растровых графических изображений. TIFF стал популярным форматом для                хранения изображений с большой глубиной цвета. Он используется при сканировании, отправке факсов, распознавании текста, в полиграфии, широко поддерживается графическими приложениями.       

JPEG — один из популярных графических форматов, применяемый для хранения фотоизображений. Файлы, содержащие данные JPEG, обычно имеют расширения  .jpeg, .jfif, .jpg, .JPG, или .JPE.  Алгоритм JPEG позволяет сжимать изображение как с потерями, так и без потерь/

PDF — кроссплатформенный формат электронных документов, созданный фирмой Adobe Systems с использованием ряда возможностей языка PostScript. Чаще всего PDF-файл является комбинацией текста с растровой и векторной графикой, реже — текста с формами, JavaScript'ом, 3D-графикой и другими типами элементов. 

BMP  — формат хранения растровых изображений, разработанный компанией Microsoft. С форматом BMP работает огромное количество программ, так как его поддержка интегрирована в операционные системы Windows и OS/2. Файлы формата BMP могут иметь расширения .bmp, .dib и .rle. 

      

PCX (PCExchange) — стандарт представления графической информации, не столь популярный аналог BMP, хотя поддерживается специфическими графическими редакторами, такими как Adobe Photoshop, Corel Draw, GIMP и др. В настоящее время практически вытеснен форматами, которые поддерживают лучшее сжатие: GIF, JPEG и PNG.

 

PNG (англ. portable network graphics) — растровый формат хранения графической информации, использующий сжатие без потерь.7.На примере графического редактора GIMP раскрыть:

  • Среда графического редактора

Рабочая среда Gimp представляет собой два окна:

1)панель инструментов;

2)рабочая страница.

  • Режимы работы окно его и описание скроншет наитии

 

  • Система команд

 

  • Данные

8.Типы решаемых задач

 

3. Решите задачи по теме «Кодирование и обработка графической информации».

  1. Для хранения растрового изображения размером 32×32 пикселя отвели 512 байтов памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?

Решение:

    Мы имеем 32Х32 = 1024

Т.е. получается, что на 1024 пикселя приходится 512 байт. Найдем количество байт приходящихся на 1 пиксель, для этого пишем пропорцию

512 байт-1024 пикселя 

Х байт-1 пиксель

Откуда Х = 512:1024 получается число меньше 0, стало быть, на один пиксель приходится меньше байта. Переведем байты в биты. В одном байте 8 бит. Следовательно, 512Х8=4096 бит.

Снова составляем пропорцию

4096 бит - 1024 пикселя 

Х бит-1 пиксель

Откуда находим количество бит, приходящихся на один пиксель Х = 4096Х1/1024 = 4

Сколько различных состояний можно получить из 4 бит. Один бит может иметь всего два состояния либо ноль, либо единицу, следовательно, необходимо 2 возвести в четвертую степень 24 = 16 . Получили, что четыре бита могут иметь 16 различных состояний, а это как раз и говорит нам о том, что данная палитра будет иметь шестнадцать различных оттенков т.е.– ответ 16.

  1. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используется атрибут bgcolor="#ХХХХХХ", где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. Какой цвет будет у страницы, заданной тэгом <body bgcolor="#FFFFFF">? 

   Ответ: Белый

  1. Для хранения растрового изображения размером 64 на 64 пикселя отвели 512 байтов памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?

     Решение:

    Мы имеем 64Х64 = 4096

Т.е. получается, что на 4096 пикселя приходится 512 байт. Найдем количество байт приходящихся на 1 пиксель, для этого пишем пропорцию

512 байт-4096 пикселя 

Х байт-1 пиксель

Откуда Х = 512:4096 получается число меньше 0, стало быть, на один пиксель приходится меньше байта. Переведем байты в биты. В одном байте 8 бит. Следовательно, 512Х8=4096 бит.

Снова составляем пропорцию

4096 бит - 4096 пикселя 

Х бит-1 пиксель

Откуда находим количество бит, приходящихся на один пиксель Х = 4096Х1/4096 = 1

Сколько различных состояний можно получить из 1 бита. Один бит может иметь всего два состояния либо ноль, либо единицу, следовательно, необходимо 2 возвести в первую степень  2 1 = 2 . Получили, что два бита могут иметь 2 различных состояний, а это как раз и говорит нам о том, что данная палитра будет иметь 2 различных оттенка т.е.– ответ 2.

  1. Для хранения растрового изображения размером 128 x 128 пикселей отвели 4 килобайта памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?

  Решение:

    Мы имеем 128Х128 = 16384

Т.е. получается, что на 16384 пикселя приходится 4килобайта. 4килобайта=4Х1024=4096байта. Найдем количество байт приходящихся на 1 пиксель, для этого пишем пропорцию

4096 байт-16384 пикселя 

Х байт-1 пиксель

Откуда Х = 4096:16384 получается число меньше 0, стало быть, на один пиксель приходится меньше байта. Переведем байты в биты. В одном байте 8 бит. Следовательно, 4096Х8=32768 бит.

Снова составляем пропорцию

32768 бит - 16364 пикселя 

Х бит-1 пиксель

Откуда находим количество бит, приходящихся на один пиксель Х = 32768Х1/16364 = 2

Сколько различных состояний можно получить из 2 бит. Один бит может иметь всего два состояния либо ноль, либо единицу, следовательно, необходимо 2 возвести во вторую степень 22 = 4 . Получили, что два бита могут иметь 4 различных состояний, а это как раз и говорит нам о том, что данная палитра будет иметь четыре различных оттенка т.е.– ответ 4.

  1. В процессе преобразования растрового графического файла количество цветов уменьшилось с 1024 до 32. Во сколько раз уменьшился информационный объем файла?

l=K×I –информационный оббьем

lинф.=вес одной точки*кол-во точек;( N(мощность алфавита)=колво цветов в степени i ) , где i это вес одной точки. N1=1024; i1=10; N2=32; i2=5;

l1:l2=10:5=2. Ответ: в 2 раза.

  1. Монитор позволяет получать на экране 224 цветов. Какой объем памяти в байтах занимает 1 пиксель?

                  Решение:

                  цветов, значит 24 бита на пиксель
                  24:8=3 байта
                 Ответ:3 байта.

  1. Разрешение экрана монитора – 1024 х 768 точек, глубина цвета – 16 бит. Каков необходимый объем видеопамяти для данного графического режима?

   Решение:

  Глубина цвета  i= 16 бит

 N  = 2 =  65536  

 Количество точек изображения равно:       1024  х 768 = 786432

16 бит  х 786432 = 12582912 бита / 8 бит / 1024 байт = 1536 Кбайт / 1024 байт = 1,5 М байта

Ответ: 1,5 М байта

 

  1. Для хранения растрового изображения размером 1024 х 512 пикселей отвели 256 кбайт памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?

    Решение:

    Мы имеем 1024Х512 = 524288

Т.е. получается, что на 524288 пикселя приходится 256 кбайт(256 кбайт=256×1024=262144) . Найдем количество байт приходящихся на 1 пиксель, для этого пишем пропорцию

262144 байт-524288 пикселя 

Х байт-1 пиксель

Откуда Х = 252144:524288 получается число меньше 0, стало быть, на один пиксель приходится меньше байта. Переведем байты в биты. В одном байте 8 бит. Следовательно, 262144Х8=209152 бит.

Снова составляем пропорцию

209152 бит - 524288 пикселя 

Х бит-1 пиксель

Откуда находим количество бит, приходящихся на один пиксель Х = 209152Х1/524288 = 1

Сколько различных состояний можно получить из 1 бит. Один бит может иметь всего два состояния либо ноль, либо единицу, следовательно, необходимо 2 возвести в четвертую степень 21 = 2 . Получили, что один бит может иметь 2 различных состояния, а это как раз и говорит нам о том, что данная палитра будет иметь два различных оттенка т.е.– ответ 2.

 

  1. Сколько памяти нужно для хранения 64-цветного растрового графического изображения размером  32 на 128 точек?

 

              Дано:

             N = 64;

             k = 32 * 128;

            Найти: Q

 

Решение:

i = 6 (по формуле Хартли); Q = 32 * 128 * 6 = 24576 бит = 3072 байт = 3 Кбайт

Ответ: 3 Кбайт