Интеллект карта "Устройство ПК".

Информации в современном мире становится все больше и больше. Поэтому, чтобы не утонуть в море этой информации, необходимо уметь ее эффективно анализировать, усваивать и запоминать





Что это такое?


Интеллект-карты — это один из способовструктурирования и отображенияинформации. И очень часто он значительно лучше подходит для нашего мозга, чем текст, таблицы, списки и т.д.
Информацию, записанную в виде интеллект-карт, легко воспринимать и запоминать, потому что интеллект-карты построены на тех принципах, на которых построено наше мышление.



Для кого?

Этот семинар будет полезен менеджерам, руководителям, студентам, людям творческих профессий. На семинар приглашаются все, кто так или иначе работает с информацией, либо «зарабатывает себе на жизнь своим собственным умом», либо делает и то, и другое одновременно.


Зачем это нужно? 

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
· Эффективно структурировать и обрабатывать информацию.
· Существенно экономить время (как при восприятии нового материала, так и при повторении/вспоминании уже знакомого). 
· Находить новые идеи и придумывать нестандартные решения.
· Более целостно и объемно понимать задачи/проблемы. 
· Активизировать свои творческие и интеллектуальные способности. 
· Получить удовольствие от рисования Интеллект-карт.

О методе интеллект-карт

Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;
вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;
развивать креативность школьников;
формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);
улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
ускорять процесс обучения;
формировать организационно деятельностные умения;
формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности;
учить учащихся решать проблемы.







Метод построения интеллект-карт

В основе построения интеллект-карт лежат лежат шесть законов, соблюдение которых в процессе построения интеллект-карты, позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием. Т. Бьюзен делит законы на две группы: законы содержания и оформления; законы структуры.

Законы содержания и оформления формулируются следующим образом:

Используйте эмфазу (от греч. emphasis - выразительность).
Ассоциируйте.
Стремитесь к ясности в выражении мыслей.
Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры сводятся к двум императивам:

Соблюдайте иерархию мыслей.
Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Понимая, что приведённые утверждения допускают множественные интерпретации, Т. Бьюзен конкретизирует первые три закона. Для использования эмфазы предлагаются следующие рекомендации:

всегда используйте центральный образ;
как можно чаще используйте графические образы;
для центрального образа используйте три и более цветов;
чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы;
пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия);
варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;
стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте;
стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Только два приведённых выше утверждений можно рассматривать как однозначные указания на способ построения интеллект-карты (использование центрального образа и определённого количества цветов). Остальные носят характер весьма расплывчатых рекомендаций, поэтому их трудно рассматривать как законы. Однако общая направленность рекомендаций очевидна — использование возможно большего числа разнообразных средств, отражающих характеристики отображаемых на карте понятий. Неоднозначность же рекомендаций позволяет выстраивать индивидуальный стиль построения интеллект-карт, отражающий неповторимый стиль мышления каждого индивида.

Второй закон, касающийся необходимости ассоциирования, Т. Бьюзен дополняет следующими рекомендациями:

используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты;
используйте цвета;
используйте кодирование информации.


Третий закон ясности в выражении мыслей раскрывается с помощью следующих положений:

придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию;
используйте печатные буквы;
размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;
следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова;
соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом;
делайте главные линии плавными и более жирными;
отграничивайте блоки важной информации с помощью линий;
следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;
держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении "ландшафт";
старайтесь располагать слова горизонтально.

Необходимость правил упорядочивания интеллект-карты очевидна, так как свободный поток ассоциаций, изливающийся на бумагу или экран монитора на начальном этапе её построения, может привести к хаосу, в котором бесследно растворится и ключевое понятие, и связанные с ним ассоциации. Правила, раскрывающие третий закон, являются несколько более жёсткими, так как они описывают средства, необходимые для придания интеллект-карте системного характера. Однако и в этих положениях отсутствует жёсткая категоричность, оставляя свободу для проявления индивидуальности. Т. Бьюзен подчёркивает: "Пусть вашей интеллект-карте не хватает ясности или привлекательности, она по-прежнему является точной записью мыслительных процессов, происходивших у вас в мозгу во время её составления"(Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. ― 4 ― е изд. ― Мн.: "Попурри", 2007, с. 115).



Проиллюстрируем законы составления интеллект-карт с помощью рисунка. В центре интеллект-карты располагается ключевое слово или основная её идея. Она должна быть центральным, наиболее бросающимся в глаза и запоминающимся элементом карты, активирующим мыслительные процессы, поэтому её нужно представить в образной форме с использованием цвета, формы, объёма. Характеризуя центральный образ, Т. Бьюзен пишет: "Графический образ автоматически помещается в фокус зрения, а значит и вашего мозга. Он даёт рождение многочисленным ассоциациям и чрезвычайно эффективен в качестве фактора, содействующего лучшему запоминанию. Кроме того, образ привлекает, причём сразу на нескольких уровнях восприятия. ... Если какое-либо слово имеет центральное значение для вашей интеллект-карты, его нужно преобразовать в образ, используя при этом преимущества объёмного изображения, палитры цветов и привлекательной формы"(Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. ― 4 ― е изд. ― Мн.: "Попурри", 2007, с. 95).